Формы изложения – это основные типы построения материала в треке.
Форма трека это не его тема, а способ, которым эта тема преподносится. Например
эмси может взять политику в качестве темы, но преподнести её в форме
повествования или в баттловой форме. Наличие различных форм изложения позволяет
преподносить знакомые темы по-новому, помогая тебе выделиться на фоне других исполнителей
и звучать более оригинально. Ниже приводится 6 основных форм изложения в рэпе.
Музыка и тематика постоянно меняются,
поэтому я всё время задаюсь вопросом “Так, чем мой рэп будет отличаться от рэпа
других артистов?” – это то самое, что делает артиста крутым и актуальным,
оригинальность. Отцы-основатели хип хопа подпитывались оригинальностью, если ты
занимался плагиатом, или копировал чей-то стиль, вокруг тебя возникал мрачный
ореол, поэтому я стараюсь быть оригинальным.
Hell Rell, Dipset
Я не люблю слушать
одно и то же, мне хочется услышать то, от чего я испытаю потрясение! Сколько
мысли ты вложил, сколько времени потратил, действительно ли ты уделил написанию
трека достаточно внимания? Просто мне нравится неординарный рэп, заставляющий задумываться.
Я – лирик, поэтому мне нравится лирика. У лириков и эмси это на первом месте,
кто зачитает самый мощный текст, а не какой-то примитив.
The Lady of Rage
Умение пользоваться различными формами изложения может придать твоей
музыке разнообразие и сделать тебя более разносторонним исполнителем. Раскрывая
темы с разных ракурсов, в стихах от простых до сложных, ты повышаешь свои шансы
установить контакт с различными типами аудитории.
1. Бахвальство и
Баттловая форма
Бахвальство и хвастовство всегда
были важной составной частью хип хоп текстов и являются искусством сами по
себе. В сочетании с унижением достоинства, оскорблениями и дисами в адрес
реальных или воображаемых оппонентов такой вид содержания известен как
баттловый рэп.
Я родом из той эры, из эры хвастовства и
бахвальства. Наш рэп был ориентирован на реакцию типа “О, о, ты слышал, что он
щас сказал?”. Мы добивались именно такого результата.
Dray, Das EFX
Бахвальство
Хвастливые тексты могут принимать различные формы, от простых заявлений,
что ты – лучший в мире эмси, до более изощрённых и осторумных.
I’m the Alpha, with no Omega,
Beginning without the end, so play the . . .
________________
Я – альфа без омеги
Начало без конца, так что…
Beginning without the end, so play the . . .
________________
Я – альфа без омеги
Начало без конца, так что…
Здесь Rakim приравнивает себя к первой букве греческого алфавита, альфе, а затем говорит, что нет никакой омеги, последней буквы этого алфавита. То есть он заявляет, что может читать вечно, у его флоу есть начало, но нет конца, и делает это технически изобретательно. Разные артисты придерживаются разных взглядов на то, чем хвастовство вызвано, начиная от соревновательной природы хип хопа и заканчивая проблемами негритянской молодёжи в Америке.
Будучи чернокожим молодым человеком в Америке ты ощущешь себя беспомощным, ощущаешь, что ты лишён голоса, гражданских прав, поэтому с помощью микрофона ты пытаешься компенсировать их недостаток. Вот откуда я думаю идёт вся эта бравада и хвастовство.
MURS
Бахвальство, как и большинство других форм, может сочетаться с другими
техниками.
Мой первый альбом я чуть-ли не целиком посвятил тому, как я хорош. По мере взросления у тебя возникает желание использовать эти возможности для обсуждения других вещей, хотя я считаю, что у хвастовства есть своя роль в хип хопе и оно должно всегда в нём присутствовать.
Vursatyl, Lifesavas
Баттловая форма
Баттловые куплеты звучат на множестве альбомов, но они так же часто
зачитываются или импровизируются в живых баттлах, где эмси соревнуются на одной
сцене, выясняя чьи куплеты лучше.
Баттл всё равно что бой. Сейчас я к этому
отношусь так – если то, чем я занимаюсь в части записи треков и их выпуска, или
выпуска альбомов - это чемпионат NBA, то баттлы это
как соревнование в трёхочковых бросках или бросках сверху. Я это вижу так –
когда я участвую в баттлах, я просто выполняю внеконкурсную программу, то есть
трёхочковые и сверху. Если ты знаком с баскетболом, многие, кто побеждает в
этих конкурсах, не самые выдающиеся игроки NBA, но они искусны
конкретно в этой технике.
Многие артисты делают баттловые треки основной формой своего творчества.
Некоторые полагают, что это решающий фактор для признания эмси мастером, потому
что зачастую они сочиняются исключительно с целью произвести впечатление
техническим совершенством.
Знание разнообразных способов рифмовки играет важную роль в баттловом
рэпе. Твоя задача переплюнуть своего соперника.
Если ты хочешь сочинять талантливые баттловые тексты, знакомство с
работами широкого круга эмси и их стилями также имеет большое значение.
Баттловый текст может быть адресован конкретному человеку, а может быть
просто набором общих оскорблений. В зависимости от того, какую форму ты выбрал,
может измениться и сама технология сочинения.
Множество эмси приобретают опыт и уверенность, сочиняя баттловые треки и
тренируясь отвечать другим эмси.
“Вообще-то я считаю, что хип хоп
весь замешан на уверенности, я приобрёл эту уверенность ещё когда был пацаном,
потому что много участвовал в баттлах.”
Papoose
2. Концептуальная форма
Прибегая к концептуальной форме, ты
придумываешь концепцию и обыгрываешь её в тексте, то есть ты придерживаешься
одной идеи или темы, которая объединяет части текста. Например концепция трека
“Dr. Carter” Lil Wayne
состоит в том, что Wayne выступает в роли доктора, которому нужно спасти “пациентов” от отсутствия у них, среди прочего, стиля, уверенности или уважения к жанру, эта концепция пронизывает все три куплета и связывает их друг с другом. У Gift of Gab из Blackalicious и Papoose есть треки,
построенные на концепции алфавита, в которых они по порядку используют серии слов, начинающихся на одну букву алфавита. Владение концепциями часто называют ключевым условием для завоевания уважения как эмси. Ещё одним ярким примером концептуального трека может служить “Ebonics” Big L,
в котором он объясняет значение слов негритянского уличного сленга.
состоит в том, что Wayne выступает в роли доктора, которому нужно спасти “пациентов” от отсутствия у них, среди прочего, стиля, уверенности или уважения к жанру, эта концепция пронизывает все три куплета и связывает их друг с другом. У Gift of Gab из Blackalicious и Papoose есть треки,
построенные на концепции алфавита, в которых они по порядку используют серии слов, начинающихся на одну букву алфавита. Владение концепциями часто называют ключевым условием для завоевания уважения как эмси. Ещё одним ярким примером концептуального трека может служить “Ebonics” Big L,
в котором он объясняет значение слов негритянского уличного сленга.
Раньше было больше поэзии, больше концептуальности. Сейчас это в основном
веселуха и треки для подпевания, но это просто другая сторона жанра, нельзя на
это злиться, и я нисколько не злюсь, что есть, то есть, но раньше нужно было
владеть концепциями для того, чтобы называться эмси.
AZ
AZ
Концептуальными текстами
представлены одни из самых запоминающихся хип хоп треков, как говорит O.C. из Diggin’ in the Crates: “У Наса есть трек задом-наперёд "Rewind",
кажется нелепостью, но сама идея сочинить такое – гениальна.”
кажется нелепостью, но сама идея сочинить такое – гениальна.”
Другим образцом концептуального
трека является “I Gave You
Power”,
в котором Nas читает от имени полуавтоматического пистолета Desert Eagle.
Power”,
в котором Nas читает от имени полуавтоматического пистолета Desert Eagle.
Выбор концепции
Многие эмси предпочитают иметь заготовленную концепцию прежде, чем начинают писать текст. Evidence из Dilated Peoples полагает, что наличие концепции даёт некий ориентир: “Если я примыкаю к какой-то группе или выполняю роль продюсера, то всегда неплохо иметь направление, чтобы не тратить время.” Одно только название трека уже может помочь определить его концепцию.
Имея готовое название ты можешь заполнить пробелы и вести предметный
разговор… В том смысле, что как беседа может быть предметной, когда ты не
знаешь, о чём говорить?
Chuck D, Public Enemy
Chuck D, Public Enemy
Иногда вдохновение может быть
навеяно самим творческим процессом. Работа с продюсерами, которые предлагают
готовые припевы может подсказать концепцию для дальнейшей разработки. Royce Da 5’9″ отмечает что “обычно у продюсеров уже есть припев и наброски, как у
Фарелла из Neptunes, вместе с припевом он практически предлагает тебе концепцию”. Музыка, под
которую ты пишешь, также может дать тебе идею для концепции.
Я люблю, чтобы у меня была концепция перед сочинением текста. Если бит
вызывает у меня отклик, то обычно он тут же даёт мне и концепцию, я могу точно
определить настроение бита. Если его настроение праздничное, об этом я и буду
сочинять. Если он грустный, я расскажу о том, что меня гнетёт. Если у него
мрачная атмосфера, то я сочиню что-нибудь злобное. Так что биты могут
подсказать мне, будет ли трек мрачным, весёлым, грустным, сексуальным.
Tech N9ne
Tech N9ne
В отдельных случаях концепция может
возникнуть сама по себе или быть вдохновлена событиями из обычной жизни.
Иногда концепция просто меня накрывает, ни с того ни с сего.
RBX
RBX
Искру может дать увиденное по ТВ или сказанное кем-то. Можно слушать чей-то
трек, исполнитель произносит каку-то фразу и бах, в твоём сознании происходит
поворот. Одно слово может превратиться в целый трек. Концепция может прийти
откуда угодно.
MC Shan
MC Shan
Сочинение концептуального трека
Один из ключей к написанию хорошего
концептуального трека – это неуклонная верность избранной концепции на
протяжении всего текста. Если приходят идеи, не соответствующие концепции, не
пытайтесь их втиснуть, отложите их всторону.
Я придерживаюсь темы. Всё должно быть взаимосвязано.
Killah Priest, Wu-Tang Clan affiliate
Killah Priest, Wu-Tang Clan affiliate
Если речь идёт о треке, в котором я серьёзно затрагиваю какой-то вопрос, я
сажусь и перебираю в уме все возможные повороты и развития, которые ситуация
может принять, записываю их, а потом оформляю в виде рэпа.
Big Daddy Kane
Big Daddy Kane
Если мне нужно сочинить концептуальный текст, то я приступаю к работе, дав
себе установку, что я не должен отступать от концепции. Если, когда я сочиняю,
возникает какая-то идея, которая больше подошла бы для баттлового трека, я её
фиксирую и откладываю, но не использую в тексте, который пишу, чтобы всё было
логично. В этом заключается особенность процесса сочинения.
Royce Da 5’9″
Royce Da 5’9″
У Lateef из Latyrx есть концептуальный трек под названием “Storm Warning” ,
в котором он и Lyrics Born перебрасываются куплетами и строчками на тему погодных условий и ураганов, и разрушений, к которым они способны привести.
С “Storm Warning”, у DJ Shadow был бит, и мы пытались придумать под него концепцию. У нас их набралось
три или четыре, но потом мы стали обсуждать именно эту концепцию и всё стало
складываться, а у Shadow были свои дополнительные идеи для
бита. Мы обсуждали, как нам её оформить, что должно происходить, и каков должен
быть сюжет. И кроме этого, как нагнетать напряжение и как сделать повествование
не слишком прямолинейным или предсказуемым.
Lateef, Latyrx
Lateef, Latyrx
Концепция трека “Trust” Wordsworth
заключается в рассказе о том, как рождение дочери заставило его пересмотреть своё отношение к женщинам.
заключается в рассказе о том, как рождение дочери заставило его пересмотреть своё отношение к женщинам.
Когда мне пришла в голову эта концепция я тут же сообразил, что её ещё
никто не использовал, что важно, потому что я стал отцом и испытывал
определённые чувства по этому поводу. Так что с этой точки зрения вопрос
отношения к женщинам ещё никто не рассматривал. О чувстве вины, которое может в
нас возникнуть когда появляются собственные дети, как у меня дочка.
Wordsworth
Wordsworth
Поскольку концептуальные треки
придерживаются одной единственной темы, артисту нужно уметь сказать многое о
предмете при том, что они могут изначально не располагать достаточной
эрудицией. Поэтому многие согласятся с Vinnie Paz из Jedi Mind Tricks, когда он говорит: “Когда я сочиняю что-то концетуальное, я уделяю время
тщательному изучению предмета.”
Концептуальные альбомы
Концепции могут быть применимы не
только к трекам, но и к целым альбомам, когда одна идея или тема связывают все
треки между собой. Например альбом Little Brother “The Minstrel Show” базировался на концепции высмеивания стереотипов.
Когда сочиняешь концептуальный альбом бывают трудные моменты, потому что
приходится для каждого трека искать различные темы, которые сочетались бы с
главной концепцией.
Big Pooh, Little Brother
Big Pooh, Little Brother
Концепция также может пронизывать
серию альбомов. Например первый коммерческий альбом Эминема “The Slim Shady LP” базировался на концепции его второго “Я”, Slim Shady, тогда как второй альбом “The Marshall Mathers LP” был основан на демонстрации его реальной личности (Marshall Mathers – настоящее имя Эминема). Таким образом концепция, объединяющая эти два
альбома заключается в представлении двух сторон его личности. Похожая
глобальная концепция объединяет его третий и четвёртый альбомы, “The Eminem Show” и “Encore”, где “Encore” продолжает сюжет “концерта”,
заявленный в “The Eminem Show”.
Сторителлинг всегда был важной
техникой в искусстве эмси. Умение построить текст в форме истории – важный
навык для разностороннего эмси.
Будучи эмси, нужно читать беллетристику и понимать структуру сюжета,
рассказывать истории и расширять свои знания в области сторителлинга.
Tajai, Souls of Mischief
Tajai, Souls of Mischief
Большая доля моего творчества была посвящена моему формированию как
полноценного лирика, то есть я не зацикливался на бахвальстве, а развивал
умение красноречиво рассказывать истории и тренировался в их сочинении. Этому я
учился, наблюдая за Slick Rick и Dana Dane в старших классах и слушая треки Kangol Crew “Indian Girl”, “La Di Da Di”, за всем, что Slick Rick, Dana, Lance [Brown] и Omega [the Heartbreaker] тогда делали в
музыкально-художественной школе (High School of Music & Art), а это был в основном сторителлинг.
MC Serch
MC Serch
Основаная масса историй в рэпе
следуют структуре, сходной с традиционными литературой, кино и телевидением. В
них присутствуют персонажи, место действия и сюжетная линия – завязка,
кульминация и развязка. Можно рассмотреть как построена история на примере
одного из эпических треков Kool G Rap “A Thug’s Love Story” с его альбома “Roots of Evil”.
В первом куплете я знакомлюсь с тёлкой, мы тусим, она даёт мне свой номер и мы позже встречаемся. У неё есть мужик, он какой-то кокаиновый барон, барыга или что-то типа того, страшно ревнивый. Тёлка привела меня к себе домой в Поконос, мы в хате проводим время вместе, крутим любовь и всё такое.
Kool G Rap
История начинается со знакомства с
главными действующими лицами (Kool G Rap в главной роли, женщина и её мужчина), местом действия, где происходят
события (у женщины дома на горном курорте Поконос) и событиями, с которых
история начинается (G Rap и героиня занимаются сексом).
На следующее утро её мужик нас разоблачил, нагрянул в её хату и стал нас
расстреливать. Нам пришлось прыгать с балкона на снегоход, несколько человек на
снегоходах бросаются за нами в погоню и стреляют нам вслед, я отстреливаюсь. Я
получаю ранение, но нам удаётся уйти, тёлка перевязывает мне огнестрельную
рану.
Kool G Rap
Kool G Rap
В кульминации истории возникает
непредвиденное обстоятельство (мужчина подруги главного героя посылает своих людей
их убить), герои попадают в переделку (им приходится спасаться на снегоходах),
что в свою очередь влечёт определённые последствия (G Rap получает ранение, но оба остаются живы).
Затем мы направляемся в их хату в Хэмптоне запастись баблом, её мужик
реально денежный. Мы берём деньги и, когда собираемся валить, нас настигают в
квартире. Я по ним шмалю, они шмалят в ответ, но им удаётся захватить тёлку, и
мне приходится бросить волыну. Потом нас обоих забирают на яхту, вероятно
планируя укачать меня навечно, засадить пару пуль в лоб и выбросить за борт. Но
когда они отвели меня на нижнюю палубу я заметил ракетницу, освободился от
своего похитителя, выстрелив в него из ракетницы, забрал его волыну и начал
всех гасить. В этой нереальной перестрелке я положил всех, но когда всё
успокоилось, я увидел тёлку на полу раненную в грудь.
Kool G Rap
Kool G Rap
В этой части фигурирует новое место
действия (квартира в Хэмптоне), происходят новые события (G Rap и его женщина попадают в плен и увозятся на яхту, где происходит бой), и
даётся трагическая развязка истории (женщина получает смертельное ранение и
погибает).
G Rap еще записал и часть IV саги “A Thug’s Love Story”
Сочинение истории
Хотя для истории “A Thug’s Love Story” герои, место действия и сюжет могли быть придуманы заранее, Kool G Rap говорит, что он предочитает писать истории по ходу дела, чтобы самому не
терять к ним интереса, и что это по большей части подсознательный процесс.
Некоторые эмси сначала делают набросок истории, а затем приступают к сочинению
стихов на её основе. MURS говорит, что у него обычно есть
общее представление о сюжете, но он сразу сочиняет историю в стихотворной
форме, не записывая её этапы сначала прозой: “Я могу прикинуть, как будет
развиваться история, и превращаю идею в стихи, но я никогда её не записываю,
чтобы потом зарифмовать.”
Однако Kool G Rap предостерегает, что рифма не должна диктовать развитие сюжета, сначала
нужно решить что будет дальше, а потом найти подходящие рифмы, которыми это
изложить. “Всё должно быть логично, а не лишь бы зарифмовать слова. История
должна быть последовательная.”
Иногда историей могут послужить события реальной жизни, пересказанные в форме рэпа. Свой классический трек “Saturday Night” Schoolly D
написал по мотивам реальных событий.
Иногда историей могут послужить события реальной жизни, пересказанные в форме рэпа. Свой классический трек “Saturday Night” Schoolly D
написал по мотивам реальных событий.
“Saturday Night” возник, когда я просто сидел и думал о своей матери. Кто-то спросил:
“Слушай, а чё ты не сочинишь трек о том, что произошло на прошлой неделе?”
Сначала я придумываю историю. Делаю бит, ставлю его на репит и начинаю
сочинять, стараясь быть максимально близким к фактам или к вымыслу. “Saturday Night” сочинился легко, потому что в нём описываются события из жизни. Мы все
обкуривались, напивались, у всех бывали драки в барах. В 18-19 лет все пытаются
украдкой привести домой подружку, так что писать его было просто.
Schoolly D
Schoolly D
Абстрактные тексты – это тексты, смысл которых непрямолинеен или неочевиден, термины и описания в них могут не иметь отношения к конкретным вещам, или содержание излагаться образным языком, так что если даже предмет сам по себе прост, он описывается усложнённым языком.
Это может сделать стихи запутанными и трудными для расшифровки, но по словам Evidence из Dilated Peoples это может неплохо звучать, если грамотно исполнено: “Мне такое нравится. Я увлекаюсь абстрактным рэпом, когда только ты один понимаешь смысл и больше никто. Это круто если оно грамотно исполнено.”
Kool Keith, MF Doom и Rammellzee известны абстрактными текстами. Aesop Rock также часто упоминается в связи с его изощрёнными абстрактными текстами,
хотя сам он говорит: ”Я бы не торопился вешать на себя абстрактный ярлык, но
люди считают меня абстрактным рэппером.”
Это у меня получается естественно. Я пишу так, как мне нравится и как мне
удобней. Думаю, для меня более естественно работать с абстрактной идеей. На то,
чтобы зафискировать всё это на бумаге уходит время, но это то, что мне хочется
писать, и именно это меня увлекает. Я слушаю далеко не только абстрактный хип
хоп. Мне нравится, когда люди делают то, что у них получается ествественно.
Aesop Rock
Aesop Rock
Многим эмси нравится включать юмор в
свои текста, и иногда даже сочинять целые юмористические треки, такие как “Ya Mama” Pharcyde,
построенный полностью на шутках из серии “а твоя мама”, и “Rain Man” Эминема,
в котором бОльшая часть текста – это сарказм, не смотря на то, что он звучит серьёзно.
построенный полностью на шутках из серии “а твоя мама”, и “Rain Man” Эминема,
в котором бОльшая часть текста – это сарказм, не смотря на то, что он звучит серьёзно.
Myka 9 из Freestyle Fellowship обращает внимание на то, что юмор в хип хопе присутствовал всегда наряду с
серьёзными темами: “Параллельно с Rakim, KRS-One и др. выходило множество дурашливых треков, Fat Boys и тому подобное.” Но в современном хип хопе юмор отличается от
олдскульного.
Я думаю, это другой тип юмора. Нынешний юмор жёсткий. Не такого типа “расслабься, отдыхай, все прикалываются и смеются” как в “Indian Girl” Slick Rick (см. главу Повествовательная форма
– прим.пер.) или в других старых треках.
Devin the Dude
Devin the Dude
Эти современные эмси тупо комики со всеми их уголовно-воинственными
треками, их акциями возмездия по отношению друг к другу и к их предполагаемым
врагам. Да-да, вся эта мафиозно-итальянско-ковбойская ботва смешна, но она
всё-таки смешна. Когда 50 Cent в треке “Window Shopper”
говорит ““The store owner’s watching you, before something gets stolen, stolen, stolen,” (“Хозяин магазина следит за тобой, пока ты ничего не украл, украл, украл”), нельзя не признать, что это оригинальный и смешной способ назвать кого-нибудь нищебродом.
Shock G, Digital Underground
говорит ““The store owner’s watching you, before something gets stolen, stolen, stolen,” (“Хозяин магазина следит за тобой, пока ты ничего не украл, украл, украл”), нельзя не признать, что это оригинальный и смешной способ назвать кого-нибудь нищебродом.
Shock G, Digital Underground
Юмор может давать вдохновение треку в целом, особенно если ты обладаешь развитым чувством юмора.
Некоторые идеи возникают просто как остроты. Я – шутник и могу
прикалываться над людьми, шутить, сочинять всякие словечки и прозвища. Просто я
такой по натуре, такой у меня творческий процесс, я такой, какой есть.
AMG
AMG
Юмор также может пригодится как средство заинтересовать слушателя своим материалом.
Я думаю, что наличие чувства юмора важно всегда. Это я усвоил, будучи
заядлым фанатом Ричарда Прайора. Люди любят немного похохотать, самые
закоренелые гангстеры в истории всегда были приветливыми ребятами. На публике
они всегда выглядели весёлыми и положительными, была у них такая
завуалированная манера поведения, так что если ты действительно хочешь донести
что-либо до людей, сначала заинтересуй их толикой смеха.
Schoolly D
Молодец! Спасибо тебе большое за такой труд. Искренная благодарность со стороны мальчика, который мечтает о карьере рэпера
ОтветитьУдалить