Прийди в студию и перед записью не
пожалей времени на отработку дыхания, фразировки и метра.
- Zumbi, Zion I -
Пока текст не зазвучал на записи или
на концерте, это всего-навсего символы на листе бумаги или у тебя в уме. Если у
тебя нет ясного представления о том, как их лучше преподнести, слушателя не
привлечёт ни твой флоу, ни содержание. Для того, чтобы выработать эффектную и
интересную подачу, нужно овладеть коротким набором базовых вокальных приёмов.
Владение дыханием позволяет читать,
не задыхаясь, и регулировать громкость и интенсивность вокала. Если ты не
владеешь своим дыханием и, исполняя свои тексты, страдаешь от нехватки воздуха,
то тебе либо не будет удаваться договаривать строчки, либо они будут звучать,
не так как ты задумал.
Planet Asia
Нужно научиться владеть дыханием, братан, в искусстве чтения рэпа это
основное.
Steele, Smif N Wessun
[В нашей тусовке Boot Camp Clik] в вопросе дыхалки мы друг к другу относимся строго. У наших предшественников в рэпе мы научились, что для
того, чтобы иметь возможность максимально реализоваться как эмси, ты должен
хорошо владеть своим дыханием.
KRS-One – мастер правильного дыхания, на всех своих треках он читает сильным зычным
голосом. Он даже записал два трека под названием “Breath Control” [Контроль дыхания] (175) и “Breath Control II” (176) для альбомов группы Boogie Down Productions “Ghetto Music: The Blueprint of Hip Hop” и “Edutainment”.
O.C., Diggin’
in the Crates
Контроль дыхания – это пожалуй первое, чему я научился как эмси, и научился
я этому у KRS. Однажды я был на его выступлении, и в тот вечер он выступал два часа без
перерыва. У него был человек на бэках, но в общем такого я ни разу не видел.
Бля, он звучал так же как на записях, а то и лучше, так что этому я научился у Kris.
Чем сложнее твой текст, тем лучше
должна быть техника дыхания для того, чтобы суметь исполнить его вживую.
Например в своём популярном концептуальном треке “Alphabetical Slaughter” (022) Papoose перечисляет все буквы алфавита, и
его текст исполнить гораздо сложней, чем текст многих более простых хип хоп
треков.
Papoose
Когда ты, выступая, читаешь алфавит, все двадцать шесть букв, живьём, без
пауз на вдох… тут нужен опыт. Поэтому безусловно для этого нужны определённые
навыки, но если ты такой рэппер-простачок “я пошёл в магазин, ля-ля-ля” то
читать не сложно, а для исполнения некоторых моих тем реально нужно владеть
дыханием.
Также важно знать предел своих
лёгких, чтобы не довести себя до дыхательного истощения на треке.
Zumbi, Zion I
Я могу определить, с какого момента я начинаю затягивать читку и читать на
последнем издыхании. Тут просто надо знать свои возможности.
КАК ТРЕНИРОВАТЬ ДЫХАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ
Существует несколько очевидных способов развития дыхательного аппарата. Akir советует “читать как можно дольше, не делая вдоха”, что со временем
приведёт к способности набирать за раз больший объём воздуха. Как говорит Bobby Creekwater: “Это происходит естественно. Со временем и с
практикой всё это к тебе приходит естественным образом.”
Кроме этого Akir советует “научиться делать вдох незаметно”, что позволит дышать чаще на протяжении одного куплета.
практикой всё это к тебе приходит естественным образом.”
Кроме этого Akir советует “научиться делать вдох незаметно”, что позволит дышать чаще на протяжении одного куплета.
Zumbi, Zion I
У некоторых эмси есть пассажи на одном выдохе, когда они читают чуть ли не
по полторы минуты без передышки. Не знаю, отношусь ли я к ним, но я знаю что
можно сымитировать такой эффект, делая вдохи благодаря расслабленности.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДИАФРАГМЫ
Владение дыханием необходимо эмси
так же, как оно нужно для пения и драматической игры, поэтому эмси прибегают к
тем же техникам и упражнениям, что и певцы и актёры в развитии своих вокальных
данных посредством дыхания.
K-Os
Пение хорошо помогает, и поскольку до того, как начать читать рэп, я пел, я
думаю я уже имел кое-какое представление о контроле за дыханием.
Akir
Мои друзья-актёры научили меня кое-каким упражнениям. Иногда я делаю
упражнение для диафрагмы. Однажды на концерте я потерял голос, у меня было
тридцатиминутное выступление, и когда я дочитывал первый куплет и припев
первого трека, у меня начисто пропал голос, так что до конца своего выступления
я читал диафрагмой. Я думаю, это один из аспектов профессионализма, как
музыканта, так и актёра, умение держать себя в форме и быть способным найти
выход из положения, если случается что-то непредвиденное.
Певцы и актёры тренируют
диафрагмальное дыхание, пользуясь диафрагмой (группой мышц под легкими) для
контроля дыхательного процесса. Для того, чтобы дышать диафрагмой, при вдохе
нужно выпячивать область солнечного сплетения, а не грудную клетку, это
позволяет лёгким лучше наполниться воздухом, вобрать больший его объём и тем
самым поддержать вокальное усилие. Чтобы овладеть этим методом дыхания, просто
тренируйте вдохи, выпячивая область солнечного сплетения, медленно и глубоко
набирая воздух.
ЖИВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ КАК МЕТОД ТРЕНИРОВКИ ДЫХАНИЯ
Живые выступления – это отличный
способ тренировки и развития дыхания, поскольку на них от тебя требуется читать
текст правильно и за один раз, в живом выступлении дубли и многократные попытки
невозможны. Выступления также подразумевают больше движения, чем во время
записи в студии, что, в свою очередь, увеличивает потребность в кислороде.
E-40
Выступая на концертах, ты много двигаешься и поэтому приходится переводить
дух. Я – здоровый парень, но не неуклюжий. Я хорошо держу свой вес, и когда
нахожусь на сцене, моё присутствие заметно. Я читаю достаточно разборчиво, и
это результат моего опыта.
Del the Funky Homosapien
Правильным дыханием мне помогли овладеть выступления в неблагоприятных
условиях – что нас не убивает, делает нас сильнее.
Pusha-T, Clipse
Когда я выступаю, пригождаются различные навыки, [такие как] контроль за
дыханием, и умение вообще правильно выстроить темп выступления, чтобы быстро не
выдохнуться и не израсходовать энергию.
Часто активно выступающие эмси
обнаруживают не только улучшение своей способности контролировать дыхание, но и
то, что они стали более комфортно и расслабленно чувствовать себя на сцене.
Zumbi, Zion I
Даже судя по нашим практически непрерывным гастролям за последние
пять-шесть лет, я могу сказать что были выступления, когда я чувствовал, что
теперь я более внимателен к тому, что делаю, не нервничаю, могу спокойно
дышать.
Многие эмси рекомендуют также
комплексы на укрепление сердечно-сосудистой системы, что должно обеспечить
более устойчивое дыхание и в общем позволить выступать более энергично.
Joell Ortiz
Выступления и ежедневные физические нагрузки помогли мне овладеть
рациональным дыханием.
MURS
Я думаю, что находиться в хорошей физической форме необходимо. Лично я в
день пробегаю полторы-две мили, чтобы быть готовым к выступлениям, где я бегаю
туда-сюда по сцене, много прыгаю и вытворяю разные панк-рокерские выкрутасы, вращаю
микрофон. У меня хорошее дыхание и пульс, поэтому я читаю без одышки. Думаю,
важно иметь такие навыки.
Дикция – это то, насколько правильно
и разборчиво произносятся слова. Хорошая дикция необходима для того, чтобы
суметь произнести каждый слог достаточно бегло и легко, не выпадая из бита.
Отличные тексты с виртуозным флоу ничего не значат, если ты запинаешься, не
соблюдаешь темп, и читаешь неразборчиво.
Big Daddy Kane
Если при прослушивании своего вокала на записи, ты замечаешь, что он звучит
как бубнёж, когда ты не можешь разобрать слов в своём собственном тексте,
представь, как он будет звучать для всех остальных.
Эмси часто удостаиваются хвалебных
отзывов о том, как чётко и разборчиво они произносят каждый слог, когда
слушатель способен разобрать каждое слово. Например Slick Rick и Eminem считаются мастерами дикции.
O.C., Diggin’ in the Crates
“The Great Adventures” Slick Rick – один из величайших альбомов в истории. То, что он на нём читал и как он
это делал, после него никто не повторил. Для меня Slick Rick – эталон ясности.
Cashis
Eminem произносит слова очень разборчиво. Я как уроженец Чикаго разговариваю со
среднезападным акцентом, но когда читаю, мне приходится чётче проговаривать
слова, потому что я стремлюсь приблизиться к его уровню разборчивости. Это одна
из особых черт Эма, потому что он умеет читать текст за кадром, имитировать
голоса из мультфильмов, он может делать всё, что угодно, и его произношение не
теряет ясности, у него всё можно различить, так что дикции я учусь у него.
Хорошая дикция особенно важна для
чтения рэпа в быстром темпе, потому что когда слоги должны произноситься
быстрее, повышается вероятность оговорок и неразборчивого произношения.
2Mex, The Visionaries
Я читал быстро с тех самых пор, как начал читать рэп, потому что я выходец
из традиции быстрой, джазовой читки, так что я стремился читать максимально
быстро, но при этом оставаясь как можно более понятным. Сейчас дикция для меня
не представляет сложности, потому что я давно читаю рэп, хотя на её выработку
потребовалось определённое время.
КАК УЛУЧШИТЬ ДИКЦИЮ
Наиболее незамысловатый способ
развития дикции это многократное повторение текста, пока ты не сможешь читать
его громко и без ошибок, овладев произношением каждого слога. Gift of Gab из Blackalicious, знаменитый своей дикцией и быстрой манерой читки, говорит:
“Для этого не требуется много времени. Всё дело в повторении, повторении и
повторении, просто привыкание к тому, что ты написал.” Если флоу особенно
насыщенный и быстрый, полезна более интенсивная и длительная тренировка.
Zumbi, Zion I
Я стремлюсь выйти за рамки своей манеры и читать очень быстро, как Twista, и практикуюсь в этом, пока текст не станет звучать чётко.
Twista
[Я много работаю над читкой], безусловно, в зависимости от сложности
фразировки. Иногда фразировка настолько растянутая, что если мне не нужно
читать быстро, я обычно долго не репетирую, но быструю читку я отрабатываю,
даже не обязательно запоминаю, а просто приучаю артикуляцию к произнесению слов
многократным повторением, чтобы потом смочь произносить их с гораздо меньшим
усилием.
Akir
Иногда я, особенно когда это очень плотный текст, стараюсь читать его очень
быстро и по многу раз, наблюдая насколько разборчивыми получаются слова. Я
работаю над дикцией, могу взять строчку и многократно её повторять.
Stressmatic из The Federation говорит, что хорошая дикция развивается “благодаря многочисленным записям –
чем больше ты записываешься, тем больше у тебя появляется навыка.” Во время
записи полезно, когда кто-то из персонала подсказывает тебе, что нужно
перезаписать тот или иной фрагмент текста с более чёткой дикцией.
Sheek Louch,
D-Block/The LOX
Ты должен работать в связке со своим звукоинженером. Он должен подсказывать
тебе: “Слушай, зачитай медленней, чуть разборчивей, нужно чтобы слушатель мог
разобрать твои слова в этом месте.”
Исполняя текст, можно по-разному
менять голос, выбирая определённую манеру исполнения. Можно менять высоту
голоса и читать более или менее мелодично. Можно регулировать степень
приглушённости, ясности, гнусавости своего вокала. Можно контролировать громкость
своего голоса и степень его мягкости или резкости. Неординарная и яркая манера
исполнения способна помочь выделиться на фоне других эмси.
Schoolly D
Я читаю рэп уже двадцать пять лет, и могу читать ещё столько же, потому что
мои голос и манера узнаваемы.
Cashis
У DMX отличный голос, он обращается прямо к тебе и ты понимаешь, что именно он
сообщает.
Chuck D, Public Enemy
Я [думаю, важно иметь узнаваемый голос], но я могу говорить только за себя,
потому что я таким обладаю. Если у тебя есть узнаваемые голос и манера, то
неважно, на каком языке ты говоришь, ты будешь привлекать внимание. [Те, у кого
нет хорошего голоса,] могут стать великолепными текстовиками, могут даже стать
великолепными исполнителями, но им потребуется больше усилий, чтобы донести
своё творчество, чем тому, у кого есть уникальный голос.
Одной из главных характеристик
манеры, по-словам Akir, является “не быть монотонным,
читать достаточно выразительно, чем многие пренебрегают.” Он добавляет, что “у
одних это врождённое качество, но работа артиста предполагает умение проявить и
выразить эмоции и чувства на записи.” Эта натуральная выразительность манеры
часто является признаком артиста, наделённого особым талантом.
Brother J, X Clan
Этот внутренний голос, голос таланта подсказывает тебе, где повысить голос,
где понизить, где поиграть им. Кроме шуток, именно это отличает Gladys Knight (соул-певица – прим.пер.) от “я хорошо пою в душе” – это два разных
мира. Те, кто владеет вокалом на таком уровне, поют как райские птицы, чувак, они
оказывают мощное воздействие.
Chuck D из Public Enemy обладает мощным зычным голосом,
который часто признают одним из наиболее узнаваемых и впечатляющих в хип хопе.
Его манера сформировалась под влиянием не только других рэпперов, но и
спортивных комментаторов.
Chuck D, Public Enemy
Мне нравились колоритные голоса, как у Melle Mel, мне они казались нереальными. Я хотел стать спортивным комментатором,
поэтому моя вокальная манера по сути коренится в манере бейсбольных и
баскетбольных комментаторов.
Своей мощной подачей известен также RBX, чему способствуют естественные грубость и колорит его голоса. Его
прозвище “The Narrator” (повествователь) как раз отражает
тот факт, что благодаря его вокальной манере его тексты звучат более красочно.
Другой артист, обладающий яркой и сразу узнаваемой манерой является B-Real из Cypress Hill. По сравнению с другими рэпперами, его вокал более гнусавый и иногда более мелодичный.
Другой артист, обладающий яркой и сразу узнаваемой манерой является B-Real из Cypress Hill. По сравнению с другими рэпперами, его вокал более гнусавый и иногда более мелодичный.
B-Real, Cypress Hill
Нужно выделяться на фоне остальных и быть узнаваемым. Много чего звучит
одинаково, поэтому если у тебя есть какая-либо отличительная черта, нужно
сыграть на ней, чтобы получить преимущество.
Devin the Dude известен своей спокойной, мягкой, расслабленной и часто очень мелодичной
манерой.
Devin the Dude
Мне нравятся такие группы как The Bar-Kays, Funkadelic и старые артисты как Stevie Wonder или Donny Hathaway, которые обладают своеобразными
голосами. Когда слышишь их голос ты думаешь: “Вот это да, да это же практически
инструмент.” И я просто хотел иметь свой собственный голос, чтобы он также был
инструментом, поэтому, когда люди его слышат, они говорят: “О, так это ж… новый
XJ-9000,” – ха-ха. Я думаю, что любой голос – это в некотором роде
инструмент, и цена участия в совместках вырастает как раз из-за качества этого
“инструмента”.
То, какую манеру ты избрал, может
многое сказать о тебе, как об артисте, а также сыграть на ожиданиях людей,
ассоциирующихся в их сознании с определённой манерой. Это может оказаться как
плюсом, так и минусом.
David Banner
Я считаю, что южные рэпперы поэтичны не менее, чем другие, но из-за южного
произношения их поэтичность не признаётся. Я не считаю, что это справедливо – Bun B – один из самых лучших лириков в истории, André 3000 [из OutKast] – один из самых лучших лириков в
истории, Scarface – один из самых лучших лириков в истории. Послушайте Bun B на треке “Murder” (177) с альбома UGK “Ridin’ Dirty”… André 3000 в жизни не зачитал ни одной
галимой строчки.
Одни артисты находят для себя
определённый стиль и больше ему не изменяют, особенно если с ним они добились
популярности и успеха, в то время как другие меняют манеру ради разнообразия,
либо в рамках одного куплета, либо от трека к треку. Steele из Smif N Wessun рассказывает, что ему нравится экспериментировать с различными формами
подачи текста:
Steele, Smif N Wessun
Я люблю музыку, высоко ценю музыкальные инструменты и считаю, что одним из
наименее признанных музыкальных инструментов является вокалист – меня увлекают
эксперименты. Думаю, что одни люди находят своё лицо и больше ничего не меняют,
а другие постоянно находятся в поиске, изменяют, искажают и экспериментриуют, и
это то, что мне самому нравится делать.
Yukmouth говорит, что он часто изменяет голос
в припевах, но не в куплетах: “Для припева я меняю голос и придумываю всякую
херню, люди меня даже не узнают, но для читки у меня всегда один и тот же
голос.”
Иногда в течением времени эмси полностью меняет манеру, либо из личных предпочтений, либо следуя новым течениям, чтобы не звучать старомодно.
Иногда в течением времени эмси полностью меняет манеру, либо из личных предпочтений, либо следуя новым течениям, чтобы не звучать старомодно.
Andy Cat, Ugly Duckling
Когда я только начал пытаться читать рэп в 80-х, я помню в пятом классе я
сказал своему другу: “Щас я включю свой рэп-голос.” и стал читать “Hey, party people in the place to be” голосом, каким читали олдскул рэпперы. Так было принято, как [Kool] Moe Dee в “Wild Wild West” (178) или Kurtis Blow, так рэпперы должны были звучать. Только несколько позже с появлением таких
групп как De La Soul рэп вокал стал меняться, когда стали появляться люди, читающие
нетрадиционно. А потом он продолжал изменяться в 90-х с появлением Wu-Tang и других эмси из гетто, чьи голоса звучали более гортанно.
Одни эмси ещё до записи чётко
представляют, каким голосом они будут читать, другие же предпочитают делать это
более спонтанно.
Termanology
Я обычно знаю, как хочу звучать. Становясь перед микрофоном, я знаю где я
буду петь, где читать, где я буду кричать, а где понижу голос.
Mr. Lif
В основном [с подачей я определяюсь заранее], но запись – это процесс проб
и ошибок. Иногда бывает, что интонация, которую я представлял себе, оказывается
наудачной, её всегда нужно корректировать, поэтому приходится записывать по
нескольку дублей, пока она не выкристализуется.
МЕЛОДИЧНОСТЬ И СЛЕДОВАНИЕ ГАРМОНИИ БИТА
Многие хип хоп артисты включают в
свою манеру мелодичные элементы, читая некоторые части своего текста нараспев.
(Особенно мелодичным исполнением отличаются такие артисты как Nelly, Ja Rule и, на многих треках, 2Pac, чей стиль по-сути и заимствовал Ja Rule – прим.пер.)
Speech, Arrested Development
[На треке “Tennessee” (179), ставшем хитом], я хотел
зачитать как-нибудь по-особенному. В то время я как раз стал открывать для себя
более мелодичную манеру читки. В хип хопе я ни у кого не слышал целые треки,
исполненные в такой манере. Afrika Bambaataa Аnd the Soul Sonic Force применяли мелодическую читку, многие из олдскульных артистов… например Funky 4 + 1, но это были только отдельные строчки. А я увидел возможность придать
своему тексту больше эмоциональности, когда начал читать его нараспев, и “Tennessee” был одним из первых треков, исполненных в такой манере… Самым первым был
“Raining Revolution” (180).
Часто эмси имитируют мелодии,
звучащие в инструментале, например партию синтезатора. Они также сочиняют
собственные мелодии, сочетающиеся с битом. (Как говорит Cage: “Я думаю это и есть композиторство – использование голоса как
инструмента. Повторяешь ли ты мелодии инструментала или сочиняешь свои
собственные.”) Steele из Smif N Wessun объясняет, как он придумывает оригинальную мелодию, которой нет в бите:
“Иногда я мурлычу себе под нос – бывает мелодия у меня крутится в голове, и я её напеваю, пока не подберу к ней слова.” Сочинение
мелодических пассажей требует несколько иного подхода, потому что текст,
пригодный для чтения может быть неподходящим для пения и наоборот.
K-Os
Сочинение текста для пения отличается от текста для читки, потому что
размер другой и некоторые вещи звучат некрасиво… Например “ономатопея”, вот такое
слово, неважно сколько раз ты его споёшь, он не станет более благозвучным для
пения, но если декламировать его в обычной манере, то ему найдётся место в
тексте. Для рэпа это классное слово, потому что в нём много динамики.
Royce Da 5’9″
Иногда, намереваясь читать мелодическим флоу, я пока дохожу до микрофона
забываю мелодию, потому что я не очень хорошо их запоминаю, во всяком случае не
длиной шестнадцать тактов, я всё-таки не певец. Если я записываю припев, то
восемь тактов я могу запомнить, но если мне нужно исполнить восемь тактов одной
мелодией, а потом ещё восемь тактов другой, я могу её забыть. И если я забываю,
то единственный выход это декламировать текст как рэп, а не напевать, но это
обламывает, потому что текст для читки сочиняется иначе, чем для пения, и в
итоге я просто забраковываю всё и начинаю с чистого листа.
Мелодия придаёт твоей манере новую
грань и может сделать твои треки более интересными и разнообразными, как
замечает Myka 9 из Freestyle Fellowship, говоря о Cee-Lo из Goodie Mob и Gnarls Barkley: “Мне нравится Goodie Mob, такие пацаны как Cee-Lo реально круты и многогранны, потому, что они подключают свои певческие
способности.”
Мелодия и интонации могут повлиять
на запоминаемость твоего текста слушателями, давая им нечто вроде зацепки, на
которой они фиксируют внимание. У Tech N9ne есть своеобразная манера произнесения своего имени, которая привлекает
внимание – он повышает голос на слове “N9ne”, что делает фразу более запоминающейся, чем если бы она звучала
монотонно.
Tech N9ne
Я всегда любил интонации. Многие рэпперы звучат пресно, но не Tech
N9ne. Например я могу запросто назвать своё имя… как тебя зовут? “Тек Найн”, но тебе запомнится “Тек На-а-а-йн!” Всё дело в интонации, она помогает людям запомнить фразу.
N9ne. Например я могу запросто назвать своё имя… как тебя зовут? “Тек Найн”, но тебе запомнится “Тек На-а-а-йн!” Всё дело в интонации, она помогает людям запомнить фразу.
Запоминающиеся мелодии – это
отличный способ продлить жизнь трека, способ, к которому с неизменным успехом
прибегали многие хип хоп артисты. Мелодичный, запоминающийся припев может быть
особенно эффективен.
Andy Cat, Ugly Duckling
[Иногда полезно включать мелодии], особенно так, как это делает Slick Rick в треке “Hey Young World” (181), и как иногда делает Snoop, получитая-полунапевая. Даже Eminem время от времени прибегает к мелодической читке, пожалуй больше в
припевах, чем в куплетах, но иногда и в куплете в определённых местах.
Большинству людей мелодию запомнить проще, чем ритм, и все хиты за последние
пятьдесят лет как правило содержали мелодию. Так что я думаю, что люди,
занимающиеся сочинением песен, экспериментируют с мелодиями, особенно в
припевах, и мы сами так иногда поступали.
Даже если вы не поёте или напеваете
отдельные части трека, всегда следует согласовать высоту голоса, которым вы
читаете, с тональностью бита, чтобы в итоге трек получился более гармоничным.
MURS
Мои тексты как правило основаны на музыкальном сопровождении, потому что
тебе нужно нечто, гармония или мелодия, что звучало бы синхронно с битом, под
который ты читаешь.
Myka 9, Freestyle Fellowship
Мне нравится читать немного в тональности, бывает я сочиняю текст для рэпа,
который потом исполняю как песню, потому что мне нравится и петь тоже, или
какой-нибудь мелодический отрывок я превращаю в припев для рэп трека, всё
завистит от настроения и от замысла.
Другие эмси не особенно согласуют
высоту своего голоса с тональностью бита, но чтобы находиться в гармонии с
треком, они меняют голос как-нибудь иначе.
Yukmouth
На треке “Pufin Lah” (182) я дико изменил голос, я подстроил его под бит. Это не стандартный
рэп, а именно стилизация, что доказывает, что я – эмси, который владеет разными
стилями.
Если высота вашего голоса сильно
отличается от тональности бита, ваша читка может звучать достаточно неприятно
для слуха. Это зачастую является результатом незнания того, какие ноты или
интонации гармонично сочетаются друг с другом. Серии нот, музыкально
сочетающихся друг с другом, называются тональностями, и о нотах каждой из таких
серий говорят, что они находятся “в одной тональности”. Если послушать запись
своего вокала с битом, то часто можно заметить, где голос фальшивит, потому что
в этих моментах он не сочетается с другими инструментами. Изменением высоты
голоса до уровня, когда диссонанс исчезает, можно добиться более гармоничного
звучания вокала.
Bishop Lamont
Есть некоторые рэпперы, которые понимают как читать в тональности, а
некоторые пассажиры читают галимо, потому что не понимают, что такое
тональность и интонирование. К вокалу в рэпе нужно подходить так же, как и к
вокалу в R&B, поэтому многие орут на треках, где нет причины орать, или рычат там, где
не нужно рычать. Они не понимают тональностей и необходимости согласовать свой
вокал с битом.
Музыканты работают с мелодией и с
высотой тона также с целью передать в песне основную мысль и эмоции, предлагая
слушателю более красочную картинку своего повествования. Pharoahe Monch говорит, что эмси работают со своими голосами так же, как уже многие
десятилетия джазовые музыканты работают со своими инструментами.
Pharoahe Monch
Играя на трубе или саксофоне в высоких регистрах, ты можешь звучать как
птица или звучать растерянно, а в нижних регистрах можно звучать сердито или
жирно, или весело, как слон, и джазовые музыканты прибегали к этим приёмам,
потому что они играют инструментальную музыку. Если John Coltrane играет пьесу “Africa” (183) и хочет сообщить слушателю,
что он считает слонов прекрасными животными, то он скорей всего будет играть в
нижнем регистре. А рассказывая о быстром гепарде, он вероятней всего будет
играть в среднем и верхнем регистрах и в быстром темпе. Вы можете обратить
внимание, что мой голос на разных треках отличается – например в “Hypnotical Gases” (017) и “Prisoners of War” (184) он не такой как в “Chicken” (012), а в “Simon Says” (072) он не такой как в “Behind Closed Doors” (185) или “Desire” (186).
Иногда, в зависимости от бита,
возникает необходимость изменить высоту голоса, просто чтобы быть более
различимым среди инструментов. Например если вы читаете низким голосом под бит,
в котором уже есть много низких частот, то низкочастотные инструменты в бите
могут замаскировать его и сделать плохо различимым.
Esoteric
У меня особенный тембр голоса, и иногда я пытаюсь сделать его басовитее, но
при этом он плохо ложится на бит. В одних случаях я чувствую, что я доминирую
над битом, а в других – мой голос в бите теряется. Это зависит от того, как
трек сведён, что за инструменты звучат, от насыщенности и уровня басов на барабанах и так далее.
СИНКОПА
Сонкопа – это манера, в которой эмси
читает, слегка опережая бит или догоняя его. Эти колебания настолько
незначительны, что они не могут повлиять на то, как флоу выглядит на схеме,
рассмотренной в предыдущих главах. Этот эффект можно ощутить, только когда
текст физически читается под бит. Эта техника похожа на свинг, к которому
прибегают джазовые музыканты в своей игре.
Shock G, Digital Underground
Мой друг Saafir, легенда андеграунда Западного
побережья, однажды сказал мне, что свою фразировку он заимствует у таких
джазовых трубачей как Charlie Parker и John Coltrane, и читает текст скорее вокруг да
около бита, чем точно под него.
Когда вокал опережает бит, создаётся
впечатление, что текст торопится, и возникает эффект напряжённости. Иногда Eminem прибегает к этому приёму, чтобы придать остроту своему рэпу. Когда же
вокал немного запаздывает, возникает эффект расслабленности и непринуждённости.
К этому приёму иногда прибегает Snoop Dogg, придавая своему рэпу эффект расслабленности и беспечности, то же самое
делает Evidence из Dilated Peoples.
Evidence, Dilated Peoples
У меня медленный флоу, я всегда читаю за битом. Многие рэпперы читают
синхронно с барабанами, точно попадая в доли, и если у тебя есть такой талант,
это круто… Но для того, чтобы уметь читать с оттяжкой, тоже нужен талант,
многие не понимают как этого достичь. Многие из тех, кто умеет читать синхронно
с барабанами, не умеют читать с опозданием.
СТАТЬ / ХАРИЗМА
Твои харизма и умение себя подать во
время исполнения также могут стать неотъемлемыми элементами манеры. Некоторые
рэпперы, не отличаясь выдающимися флоу и смысловым наполнением, или безупречной
подачей, компенсируют это способностью преподнести себя и своей харизмой.
Thes One,
People Under the Stairs
У Biz [Markie] кучи классических треков, больше чем у кого-либо, но не потому, что у
него были охеренные текста, всё дело в том, как они звучали, и в его личном
обаянии, если можно так выразиться… Иногда оно значит даже больше, чем сам
текст.
Guerilla Black говорит: “Понт (свэггер) – сейчас особенно в моде,” – как можно заметить
на примере роста популярности Lil Wayne, которого часто превозносят за понт, который проявляется на его треках.
Обогащая свою подачу колоритом своей личности, можно вдохнуть в неё больше
жизни, сделать обычные слова и фразы более интригующими, а весь куплет, даже
изначально хорошо написанный – интереснее.
Bootie Brown, The Pharcyde
Харизма перед микрофоном – это всё. Как сказал Guru [из Gang Starr] – голос, всё решает индивидуальный голос. И в этом есть смысл, потому что
если ты слышишь как кто-то говорит “yeah”, а потом как это делает Lil Jon – “YEEEAH!”, то разницу нельзя не заметить. Или как Flavor Flav говорит “booyyeee!” – это харизма. Я думаю, что харизма играет большую роль во всей этой истории.
Guerilla Black
Я хочу, чтобы моя харизма запоминалась, чтобы то, что я читаю до тебя
доходило. Я могу вытворять всю эту словесную акробатику и задвигать нереальные
панчлайны, но определяющим фактором является то, как я это делаю.
ЗАПИСЬ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МАНЕРЫ
При современных технологиях
аудиозапись достаточно немудрёный процесс, как говорит Brother Ali: “Каждый пацан, у которого есть компьютер, по сути имеет звукозаписывающую
студию.” Для выработки индивидуальнй манеры многие эмси рекомендуют часто
записываться. Это позволяет тебе слышать свой голос со стороны и понять, как
его усовершенствовать и что в нём нужно исправить, пока его звучание не будет
тебя устраивать.
Devin the Dude
Я думаю, что нужно вырабатывать [индивидуальную манеру], и она развивается
по мере накопления опыта студийной записи и прослушивания своего вокала после
записи. Развивая свою манеру, ты концентрируешься на определёных элементах,
которые хочешь исправить. То, как я читаю, включает множество разных стилей.
Brother Ali
Я считаю, что людям надо записывать себя, если у них есть такая
возможность, и пользоваться этим как средством для формирования своего стиля.
Черновые версии вокала мы записываем дома у Ant, моего продюсера, на его четырёхдорожечный магнитофон, и таким образом
находим подходящее звучание, мы просто экспериментируем с подачей.
Записывая свой вокал, ты получаешь о
нём гораздо более ясное представление, чем когда просто читаешь вслух. Это
потому, что читая вслух, ты слышишь себя не только посредством вибраций воздуха,
но и посредством вибраций своего скелета, поэтому для тебя твой голос звучит
иначе, чем для других людей. Вдобавок при этом ты сосредоточиваешься на
правильной читке, поэтому трудно одновременно обращать внимание ещё и на
звучание голоса.
Big Pooh, Little Brother
Ты не можешь знать, как ты звучишь и какова твоя подача, пока не запишешься
и не послушаешь себя, только тогда ты получишь общее представление о том, как
ты читаешь. Одно дело просто написать текст и зачитать его вслух, когда ты себя
не слушаешь, потому что занят отработкой текста, поэтому нужно себя записывать,
чтбы можно было оценить, насколько хорошо у тебя получается.
Аудиозапись – прекрасное средство
для шлифовки мастерства подачи и экспериментов с манерой читки, но она также
поможет тебе распознать, не пытаешься ли ты подражать кому-либо из твоих
любимых рэпперов, копируя их манеру. Копировать тех, кто нравится – это
распространённая проблема среди эмси.
Andy Cat, Ugly Duckling
Я пробовал несколько разных тембров, особенно на первых порах, потому что
мне сильно нравились Q-Tip и Guru. Так что иногда, слушая свою запись, я говорю: “О, чувак, я тут стопудово
копирую Q-Tip.” Пробуйте разные варианты, потому что иногда от этого никуда не деться.
Встречаются парни, которым нравится Eminem, и трудно освободиться от его
влияния, если свою манеру ты заимствовал у него, так что этот этап нужно
преодолеть.
Содержательно и познавательно. Спасибо за статью!
ОтветитьУдалить