Ты всё время стремишься стать более
опытным, приобрести новые навыки и узнать новые фишки не только в сочинении
текстов, но и в сочинении и организации целых композиций.
Andy Cat, Ugly Duckling
Мы рассмотрели основы процесса
сочинения текста, но сочинение флоу и согласование его с битом – это только
часть процесса создания композиции. Помимо этого, чтобы иметь возможность
делать треки более разнообразными и подбирать наиболее подходящий
формат для каждого из них, эмси должен быть знаком с различными видами
организации композиций и эффектом, производимым ими на слушателя. Он должен
научиться редактировать текст, подчёркивая его сильные места и избавляясь от
слабых, и принимать решения какой текст использовать, в особенности для
синглов, стремясь выпускать только свои лучшие работы.
Чтобы масса текста превратилась в
композицию и произвела на слушателя максимальный эффект, она должна быть
определённым образом организована, разделена на припев и куплеты.
E-40
Некоторые пишут сногсшибательные тексты, но не умеют сделать из них
нормальную композицию.
Myka 9, Freestyle Fellowship
Рэпперы в основном делают вот что – они развивают мысль. У трека есть
название, которое получает развитие в припеве, а главная тема развивается в
куплетах.
Yukmouth
Когда я сидел в тюрьме, я только радио и слушал и волей-неволей обращал
внимание на то, как организованы песни, и таким образом научился делать это
сам. Шестнадцать тактов куплета, восемь тактов припева. Учитесь создавать
композиции, потому что рэп – это больше, чем просто фристайл и баттлы, чувак.
Рэп – это умение создавать композиции.
Thes One, People Under the Stairs
Мы стремимся делать так, чтобы даже люди, не имеющие отношения к хип хопу,
смогли его оценить. Нам не нужно, чтобы отсутствие формы помешало людям
вникнуть в содержание.
Различные типы треков иногда
ассоциируются с определённым типом их структуры, хотя артист может
организовывать свои композиции и более нестандартными способами.
Evidence, Dilated Peoples
Я рос в среде Cypress Hill, House of Pain и QD3 и среди большого количества продюсеров, потому и освоил форматы
композиций и принципы их организации, что очень полезно знать. Если на
шестиминутном треке читают шесть рэпперов и нет ни одного припева, то он
автоматически заносится в категорию альбомных треков, а не синглов. Но
случались и курьёзы, [например Wu-Tang Clan использовали такой формат в своём сингле “Triumph” (144)], но они делали то, что умеют лучше всего, поэтому людям он
понравился.
ПРИПЕВЫ
Припев – это короткий текстовый
фрагмент, который неоднократно повторяется в треке. Припев также называют хук (hook – букв. “крючок” – прим.пер.), потому что он призван зацепить слушателя и
задержаться в его памяти. Многие эмси единодушны во мнении, что припев играет
очень важную роль в том, как трек воспринимается аудиторией.
Guerilla Black
Чем забойней у тебя припев, тем больше твой трек понравится. Когда припев
жжёт, слушатели слушают внимательней и запоминают его слова. Может ли слушатель
запомнить весь первый куплет, прослушав его раз пять? Не думаю, но припев он в
состоянии запомнить очень быстро. А если он не запоминается за пять первых
прослушиваний, то уверен, слушатель помнит хотя бы пару слов, особенно
ключевых, которые определяют его отношение к треку.
Brother Ali
Припев реально важен, и если он слаб, то Ant [мой продюсер] не станет браться за трек.
Rampage, Flipmode Squad
Думаю, если у тебя яркий припев, то трек можно считать состоявшимся.
По мере развития хип хопа важность
припевов и их продуманность возростали, что имело как плюсы, так и минусы.
Tajai, Souls of Mischief
Многое изменилось. Когда я начинал читать рэп, припев – это последнее, что
звучало в треке. Куплет заканчивался примерно “ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля и всё
под контролем у меня!”, когда трек назывался “Всё под контролем”, а припев
звучал как (имитириует скрэтч) “Всё-сё-сё-сё под контролем”. Теперь же нужны
профессиональные вокалисты и вся хуйня – припев стал в рэпе намного более
важен. Послушайте для примера Eric B. & Rakim, первый альбом, сколько там
припевов? И это классический альбом.
Некоторые артисты любят сочинять
припевы (Akil the MC из Jurassic 5 говорит: “Мне нравится писать припевы, это моя специализация.”), хотя
многие эмси считают это наиболее трудной частью.
Pharoahe Monch
Часто как эмси ты сочиняешь куплет, но застреваешь на припеве.
Spider Loc
Я заставляю себя прежде всего сочинить припев, потому что куплеты и так
получаются естественно.
Структура припева
Теоретически припевы могут быть
любой длины, но обычно это четыре или восемь тактов. Поскольку они должны
повторяться и запоминаться слушателем, достаточно короткие припевы наиболее
эффективны. Royce Da 5’9″ говорит: “Я обычно не фиксирую припевы, потому что там всего восемь
тактов. Чаще всего я сочиняю припев и тут же его записываю.” Среди треков с
четырёхтактовыми припевами такие как “D.O.W.N.” Dead Prez (145) и “Hard Knock Life (Ghetto Anthem)” Jay-Z (146). С восьмитактовыми – “Get Back” Ludacris (147) и “One Love” Nas (148).
У некоторых хип хоп треков нет
припева. Обычно это относится к трекам, на которых эмси стремиться
продемонстрировать своё мастерство, или где повествуется история,
поступательное развитие сюжета которой может быть нарушено повторяющимся
припевом. Классическими экземплярами таких треков являются Eric B. & Rakim “No Omega” (149) и Slick Rick “Children’s Story” (001).
Многие эмси предпочитают делать свои
припевы простыми и не такими насыщенными, как остальной текст. Благодаря этому
припев становится более доступным для восприятия и лучше запоминается
слушателем.
Devin the Dude
Иногда в припеве текст бывает немного медленней и реже… в нём меньше слов,
чем в куплете, я как бы растягиваю отдельные слова.
Aesop Rock
[Для трека “None Shall Pass” (150)] я придумал очень простой припев, в основном одна единственная
фраза с музыкой на фоне. Мне понадобилось время, чтобы найти фразу “none shall pass” (никто не сгинет), но благодаря своей краткости и минимализму она отлично
вписалась в бит.
Припевы, содержащие мелодию, то есть
которые полностью или частично поются, зачастую производят максимальный эффект.
Guerilla Black
В наш век припевы в виде речитатива не так популярны как поющиеся припевы,
вот например у 50 [Cent] есть голос для пения в припевах.
Способы сочинения припевов
Сочинение припевов – это само по
себе особое умение, и существует достаточно способов сделать это качественно.
Зачастую, сочиняя припев, эмси берут за основу мелодию трека.
Devin the Dude
Я позволяю музыке подсказать мне, что говорить, и она мне даёт направление,
определённые инструменты дают мне представление о том, как должен звучать
припев.
Brother J, X Clan
[Иногда] бит меня цепляет и говорит “Вот твой припев”, над чем можно
поэкспериментировать, на какие ноты обратить внимание, или на какую строчку.
Многие эмси предпочитают прежде
всего сочинить припев. Некоторые популярные треки изначально были написаны под
конкретный припев.
Stressmatic, The Federation
Когда у тебя сразу есть припев, у тебя есть идея, которую можно развивать,
то есть уже есть направление движения.
will.i.am, Black Eyed Peas
Припевы я сочиняю в самом начале.
Nelly
Я люблю и стремлюсь припев сочинять вначале, потому что это помогает потом
лучше сконцентрироваться на куплетах.
Pharoahe Monch
[Сочиняя “Simon Says” (072)] я последовал совету отнестись к треку с позиции скорее продюсера,
чем эмси, а продюсер заставил бы тебя сочинить припев раньше куплетов.
С другой стороны, как мы увидим
далее, многие эмси предпочитают вначале сочинять куплеты. Нередко они
придумывают припев в процессе сочинения основного текста.
Devin the Dude
Иногда я начинаю писать и получаю припев прямо из куплета. Где-то в
середине куплета может скрываться припев.
Remy Ma
[Бывает], когда сочиняешь куплет, получаются особо удачные четыре такта, и
ты решаешь сделать их припевом.
Название трека порой может дать идею
для припева, поскольку название часто звучит в тексте припева.
N.O.R.E.
Я обычно сидел и придумывал название для трека, например решал, что трек
будет называться “Stars on my Nikes” (звёзды на моих Найки), и две или три недели спустя я сочинял припев типа
“Stars on my Nikes, stars on my Nikes”. Если у меня есть название, то припев я пишу первым.
Если вам сложно сочинить яркий
припев, вам может быть просто стоит получше вникнуть в трек. Sheek Louch из D-Block/The LOX советует: “Если ты записал все куплеты, но так и не придумал припев,
возьми трек домой, послушай его в машине, прочувствуй его и тогда сочиняй
припев.
Guerilla Black советует писать несколько припевов и выбирать наиболее удачный.
Guerilla Black советует писать несколько припевов и выбирать наиболее удачный.
Guerilla Black
Для того, чтобы сочинить запоминающийся припев, одного сешена может быть и
недостаточно. Я бы не советовал. Я рекомендую написать семь разных припевов для
одного трека, в этом случае есть из чего выбирать. Сочиняя таким способом, ты
найдёшь то, что действительно хорошо звучит. Так я сам сочиняю припевы к своим
трекам.
Припевы продюсеров и других артистов
Порой у продюсера или другого
артиста уже есть готовый припев, тогда тебе не нужно сочинять его самому.
E-40
Некоторые продюсеры могут уже располагать припевом, подходящим под твой
стиль, что я всегда приветствую.
Pusha-T, Clipse
Когда уже есть припев, когда он уже записан, свою работу делать гораздо
проще, потому что тебе дают направление. Работая с The Neptunes, иногда приходишь в студию, а у них уже есть припевы и всякая другая
дополнительная хуета, так что ты по-сути присоединяешься к готовому треку и
всё, что должен сделать, это написать свой сраный куплет, и это отлично.
Некоторые артисты просят своих
коллег написать им припев.
Big Noyd
[На треке “Things Done Changed” (151)] припев появился позднее. Певица [Kira] со своим соавтором послушали мой трек, посидели и сочинили припев.
Thes One, People Under the Stairs
Для трека “Acid Raindrops” (152) мы припев даже не писали, его написал наш друган Camel, который на нём читает. Он такой: “Э, мужики, у меня есть припев”. Мы
послушали и говорим: “Звучит отлично как раз под партию припева в бите”. Так
что, сочинив припев и инструментальную партию припева в бите, всё, что нам
оставалось, это написать куплеты как-то с ним связаные и гулять смело, трек
готов.
Но даже когда эмси просит коллегу
написать припев, он может захотеть принять участие в творческом процессе. О
треке “One False Move” (153) с Akon C-Murder говорит: “Я обязательно принимаю участие в сочинении припева, если это мой
альбом, моя запись, так что я работаю в соавторстве.” Аналогично, если работая
в группе, вы сочиняете припев, другие участники группы тоже могут внести свою
лепту.
Sean Price, Heltah Skeltah
Я обычно зову Rock или Dru Ha: “Братан, мне тут нужен припев, какие есть идеи?” Когда во время записи
моего альбома наступает время сочинять припевы, в студии собирается вся
тусовка. Мы в Boot Camp [Clik] друг другу много помогаем. И хоть мы не сочиняем тексты друг за друга,
каждый альбом – это результат нашего коллективного труда. Так что если у них
есть идеи для припева, я весь внимание. Главное всё сделать красиво, потому что
один неудачный альбом может подосрать всей нашей команде.
Последовательность куплетов составляет основное содержание трека и большую часть текста. Куплет обычно длиннее припева и как правило не повторяется. Куплеты делаются более разнообразными, чем припевы, чтобы удержать интерес слушателя. Куплеты эмси часто называют “рэп”, “рифмы”, “текст” или “шестнадцать” (подразумевая шестнадцать тактов, хотя куплет может быть любой длины, но обычно длиннее припева – прим.пер.)
Организация куплетов
Трек обычно состоит из трёх куплетов, разделённых повторяющимся припевом.
Вот как AMG объясняет формат трека: “Сначала идёт вступительный куплет, затем
центральный, который должен быть особенно ярким, и потом третий, менее
интенсивный.” Однако трек может включать как
больше, так и меньше куплетов. Imani из The Pharcyde говорит: “Я предпочитаю два куплета. Мне не хватает терпения и я не люблю
писать три куплета.”
Причина, по которой куплет часто называют “шестнадцать” в том, что он обычно звучит шестнадцать тактов.
Причина, по которой куплет часто называют “шестнадцать” в том, что он обычно звучит шестнадцать тактов.
Crooked I
В современной музыке шестнадцать тактов – это длина стандарного куплета.
Иногда можно зачитать двадцать четыре такта, но стандартный формат – это три
куплета по шестнадцать тактов.
MURS
Если речь идёт о стандартном рэп треке, то лучше ориентироваться на
шестнадцать тактов для куплетов. У меня не было предпочтений касательно длины,
пока я не услышал DJ Quik, он настолько точен… он почти никогда не читает больше шестнадцати тактов.
Эту математику я перенял у Atmosphere и DJ Quik… Я усвоил, что нет особых причин делать куплет дольше шестнадцати тактов.
Шестнадцатитактовый стандарт
особенно востребован, когда артист ориентируется на широкую аудиторию.
Lateef, Latyrx
Я любитель качественных припевов и коротких куплетов. В треках,
ориентированных на широкую слушательскую аудиторию, более короткие куплеты
эффективнее, потому что людей, не являющихся заядлыми меломанами, больше
интересует припев, чем куплеты.
Отдельные артисты предпочитают даже более
короткие куплеты. Например Rampage из Flipmode Squad пишет куплеты на двенадцать тактов: “На всех своих треках я читаю
двенадцать тактов, потому что при шестнадцати или двадцати четырёх трек
получается слишком длинным.”
Нередко длина куплета определяется
типом трека. Как говорит Lateef: “Всё зависит от того, о чём трек,
потому что музыка выполняет множество функций, и люди слушают музыку по разным
причинам.” Например повествовательный трек может быть длиннее, как поясняет MURS: “Когда я веду рассказ, я себя не ограничиваю, хотя 9th Wonder, работая со мной над треком, может разделить его на части и сказать “читай
вот досюда”, и я завязываю на тридцати двух тактах.”
Шестнадцать тактов – это популярная
длина на большинстве совместок, Lateef говорит: “Иногда мне кто-нибудь
говорит “эй, я хочу чтобы ты зачитал у меня шестнадцать тактов.”
Если целью трека является
демонстрация мастерства эмси, то он может быть организован как один длинный
куплет или последовательность длинных куплетов.
Del the Funky Homosapien
У чуваков бывали треки, состоящие из одного куплета на весь трек. Ты сидишь
слушаешь и такой “Бля! Сколько он может читать?” Это поразительно.
Lateef, Latyrx
Если куплет читается ради самой читки, то тогда нет никаких ограничений по
его длине. Можно писать и писать, неважно сколько, потому что большинство
других рэпперов всё равно послушают его как минимум раз, чтобы узнать, о чём ты
читаешь, а что круто, то круто.
Другие эмси никогда не задумываются
о длине куплетов. Они просто сочиняют, пока не почувствуют, что достаточно.
Big Daddy Kane
До, наверно, конца 90-х я никогда не обращал внимания на длину своих
куплетов. Я просто писал, пока не чувствовал, что он хорошо звучит, что можно
остановиться, иногда это могло быть шестнадцать тактов, иногда все тридцать
два, он просто звучал завершённо. За свою карьеру я записал несколько треков по
одному куплету длиной сто восемь тактов.
Del the Funky Homosapien
Шестнадцать тактов – это стандарт для куплета, поэтому не стоит им
пренебрегать. Но нужно уметь сочинять и больше, тогда у тебя будет
преимущество. В то же время это не значит, что нужно всякий раз ошарашивать
слушателя, потому что это не годится. В искусстве эмси балланс, на самом деле,
это ключ.
Способы сочинения куплетов
Не смотря на то, что, как говорилось
выше, некотрые эмси сначала сочиняют припев, многие предпочитают начинать с
куплетов, потому что они считаются основным текстом, посредством которого эмси
преподносит содержание и демонстрирует своё мастерство.
Planet Asia
Странно, что многие сначала сочиняют припев. Лично я первым в основном
сочиняю текст.
AMG
Я обычно начинаю с куплетов. Иногда у меня нет припева, даже когда весь
текст уже написан.
AZ
Я начинаю с куплетов, это главная часть трека. Когда основаная часть
готова, я принимаюсь за припев, куплеты подводят к припеву.
Remy Ma
В девяноста пяти процентах случаев я сначала пишу куплеты. То есть я прежде
всего сочиняю текст, а припев добавляю уже потом.
Gorilla Zoe
Если я хочу самовыразится, то куплеты я пишу первыми.
Hell Rell, Dipset
Первыми я безусловно сочиню куплеты. Некоторые говорят, что любят сначала
сочинить припев, но я предпочитаю сначала куплеты, потому что если у тебя нет
основной мысли, если ты не имеешь представления о чём читаешь, как можно
придумать припев?
У разных эмси есть свои соображения
о том, какие куплеты сочинять труднее и какие лучше писать вначале.
Big Pooh, Little Brother
Два первых такта, девятый – десятый, и пятнадцатый с шестнадцатым наиболее
сложные, начало, середина и заключение куплета, если мы говорим о шестнадцати
тактах.
MURS
Я обычно первым сочиняю второй куплет. Не знаю почему, но так всегда
получается. А первый куплет я пишу вторым по порядку.
Процесс редактирования включает
внесение именений, дополнений в уже написанный текст, а также исключение из
него определённых фрагментов. Фактически, редактирование может хороший текст
превратить в великолепный.
Pigeon John
Зачастую первая версия она как бы авторская, её нужно редактировать. Часто
она черезчур многословна, или ты повторяешься, и страдает переизбытком слогов.
Я безусловно работаю над каждой строчкой и стараюсь сделать её безупречной.
Думаю, что чем больше я узнаю об эмси, которых сам уважаю, тем больше
убеждаюсь, что они много сокращают – их рэп звучит непринуждённо, но за этим
стоит большая работа, много редактирования и подгонки с целью выкристализовать
правильную интонацию.
Одни артисты редактируют в процессе
сочинения, другие перерабатывают куплет после того, как всё написано.
Termanology
Если я записываю текст, то я обычно тут же редактирую, поэтому на один
куплет у меня может уйти пять-шесть часов.
Killah Priest, Wu-Tang Clan afiliate
Иногда я веду себя как перфекционист, я много удаляю, рисунки, образы – мне
нужно потом всё это переработать. Иногда меня бесит, когда оказывается, что
самая первая мысль была самой удачной. Я пересматриваю фрагменты и редактирую
их, стараясь сделать фильм осмысленным. Я делаю новый “дубль”, заменяю его,
как-будто монтирую фильм.
ПЕРЕПИСЬ
Перепись – это форма редактирования,
при которой ты проходишь заново завершённую версию куплета или всего текста и
переписываешь его сначала, делая его новый и более совершенный вариант. К
примеру Pusha-T из Clipse пришлось многократно переписывать свой текст к треку “Grindin” (154) из-за того, что бит был неудобным для сочинения.
Pusha-T, Clipse
“Grindin” я писал три раза, и только последний вариант меня устроил. Мне
понадобилось три попытки на то, чтобы сочинить удачный текст – я сочинял и
браковал, сочинял и браковал, браковал и сочинял. Бит оказался слишком для меня
неортодоксальным, он мне нравился, но как бы, когда приходится под него писать,
то хуй поймёшь где у него начало, а где конец.
Pharoahe Monch
[Сочинение текста подобно сочинению сценария в том смысле,] что ты всегда
можешь переработать эпизоды в уже написанном сценарии и опустить некоторые
детали, дав свободу воображению, подбросить слушателю скрытые намёки, добавить
метафор, поэтому ты редактируешь текст и вносишь в него изменения.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА
Другой метод редактирования текста –
это изъятие слабых фрагментов. Проводя оценку качества, можно исключить
заурядные строчки и фразы и добиться того, чтобы все части текста были
максимально эффектными.
R.A. the Rugged Man
Пару раз бывало, когда читая, я думал “вот что, нужно убрать эти два такта
и возможно весь куплет будет звучать более цельно”. Вот такие мелочи могли
затормозить весь процесс, когда мне переставало нравиться, как звучит текст,
когда он звучал коряво. И я сокращал его на два такта. Тебе могло казаться, что
они офигенные, но это не так, зато теперь офигенно звучал весь куплет, потому
что в нём больше не было этих посредственных двух тактов.
Умение распознавать, что следует
убрать, а что оставить, развивается со временем.
Andy Cat, Ugly Duckling
Это процесс взросления. В молодости ты думаешь, что ты гений и хочешь
вместить всё, что только можно, тебе кажется, что у тебя есть для мира особое
послание, тобою движет это нелепое эго. Оно заставляло меня думать, что всё,
что я говорю очень важно, и все обязательно должны были услышать мой текст во
всех подробностях.
ОБОГАЩЕНИЕ ТЕКСТА
Редактирование также может
выражаться во внесении в текст новых элементов с целью усилить до определённой
степени его эффект. Это может быть насыщение его рифмами (см. гл. 6) или панчлайнами
(см. гл. 3).
Rah Digga
Чтобы написать шестнадцать строчек мне обычно требуется двадцать-тридцать
минут, но я даю себе ещё столько же на то, чтобы обогатить их. Говоря
обогатить, я имею в виду там, где у меня двойная рифма, утроить её, где рифма
тройная – учетверить. Вставить панчлайн там, где у меня обычный текст, а там
где есть уже один панчлайн, добавить ещё один – я люблю переделывать и
переделывать. Я как правило редактирую куплет вплоть до момента его записи на
бит.
Текст можно также обогатить,
усовершенствовав флоу, так чтобы он лучше ложился на бит.
2Mex, The Visionaries
Иногда текст не очень сидит в бите - когда он написан, но не подходит под
бит, который у тебя имеется. Иногда ты сочиняешь текст, не слушая бит, а когда
зачитываешь его под бит, он звучит криво, поэтому я редактирую и редактирую,
пока он не зазвучит правильно. Иногда для этого требуется только замена слогов.
Нередко усовершенствование может заключаться в такой элементарной процедуре
как изменение порядка куплетов, что усиливает воздействие текста.
Bishop Lamont
Иногда ты пишешь текст, первый куплет, второй, третий, и оказывается что
третий куплет настолько мощный, что ты решаешь поменять его местами со вторым.
И, наконец, усовершенствование может
заключаться в том, чтобы добиться целостности текста.
Zumbi, Zion I
Порой какая-то часть просто не сочетается с остальным текстом, поэтому
приходится экспериментировать с фразировкой и менять её. После того, как текст
написан, я его вычитываю и обязательно заменяю некоторые фразы, приводя текст к
большему единообразию.
КОГДА ДОСТАТОЧНО
Другим навыком, присущим хорошему
эмси, является способность определить, что текст завершён, что он больше не
требует доработки.
Del the Funky Homosapien
Когда я пишу, я всегда готов заменить то, что я уже сочинил, более удачным
вариантом. Я не стремлюсь поскорее смириться с тем, что уже написано, но в то
же время я знаю, когда остановиться и двинуться дальше. Я не настолько
перфекционист, чтобы быть не в состоянии закончить начатое.
С редактированием связан процесс
отбора материала для выпуска или исполнения, принятие решения о том, какой
текст использовать. Killah Priest, участник объединения Wu-Tang Clan говорит: “Я просматриваю свои старые тетради с текстами и такой “Ого,
когда это я такое написал?” Я использую процентов пятьдесят, а другие пятьдесят
кладу под сукно.”
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ НАПИСАННОГО
Многие эмси дают толк большинству из
того, что сочиняют. Tech N9ne говорит, что он не пишет “пятьдесят треков, чтобы выбрать из них
двенадцать”, что для него “каждый трек представляет ценность”. Stressmatic из The Federation добавляет: “Все, что сочинено
записывается, потому что мы сидим и сочиняем в студии, а потом сразу записываем
то, что сочинили.” Bishop Lamont рассказывает, что он находит применение большей части своих текстов,
потому что если идея оказывается неудачной, она отвергается на ранних этапах её
развтия.
Bishop Lamont
Я использую практически всё, что пишу, потому что идеи, которые мне не
нравятся, я удаляю, не позволяю им выжить, их зародыши абортируются и никогда
не появятся на свет. Так что в ход идёт почти всё, или для моих проектов, или
для проектов тех, артистов, для которых я пишу, и которым считаю текст может
подойти.
Артисты, у которых после записи
альбома остаются невостребованные тексты, часто находят для них место на
микстейпах или концертах.
Stat Quo
Им находится применение. Я включаю их в мискстейпы или даю другим людям по
их просьбе, в любом случае они не пропадают.
Chuck D, Public Enemy
Я стремлюсь [использовать всё]. Я пишу постоянно, поэтому что-нибудь
неизбежно останется невостребованным, но я смогу найти ему применение в другом
контексте.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕНЬШЕЙ ЧАСТИ
НАПИСАННОГО
Другим эмси по разным причнам не
удаётся использовать бОльшую часть сочиняемых ими текстов.
R.A. The Rugged Man
У меня полно текстов и тетрадок, с которыми дело так и не дошло до студии,
когда я решал, что текст галимый и двигался дальше.
Andy Cat, Ugly Duckling
Не нужно бояться писать то, чем ты не воспользуешься, я не считаю, что всё,
что ты ни скажешь – важно, и всё, что ни сочинишь – гениально.
Один из методов записи альбома,
которым пользуются многоие эмси, это запись большого количества треков и отбор
наилучших с отбраковыванием всего остального.
Big Noyd
Я записываю множесство треков, а потом выбираю те, что звучат лучше всего,
и из них составляю альбом.
MURS
Самой продолжительной в моей жизни была запись альбома ["MURS for President" ] на Warner Bros. Я насочинял текстов наверное на сто двадцать треков, записал только
шестьдесят, а из них мир услышит только пятнадцать.
Обоснованной причиной отбраковывать
материал является строгий контроль за качеством и отбор только самых лучших
работ для публикации. Del the Funky Homosapien говорит: “Мне приходилось выбрасывать целые тетради текстов. А сейчас я
даже больший перфекционист, чем раньше.”
АРХИВЫ
Некоторые артисты вместо того, чтобы
избавиться от куплетов, которые они не использовали, хранят их.
Immortal Technique
У меня есть тексты в закромах, шестнадцатитактовые куплеты на всякий
пожарный, а где-то есть и двадцатисемитактовый куплет на случай крайней
необходимости.
Brother J, X Clan
Сейчас мне уже даже не надо ничего записывать, потому что у меня полно
треков в архивах, я просто могу что-нибудь оттуда достать и оно будет звучать
так же бомбово.
Fredro Starr, Onyx
Думаю, у всех рэпперов есть тайные тексты, которые они никогда не светили.
Я помню рассказывали о тетради со стихами 2Pac, которые никогда не издавались.
T3, Slum Village
Половина осталась неизданной, всё это осело в архивах… Можно иногда
запустить один трек просто ради того, чтобы что-то было на слуху.
Вдобавок к выбору треков для издания или исполнения эмси также нужно принимать решение о том, какие треки выпускать в качестве синглов. Эмси как правило известны по отдельным трекам, которые они выпускали как синглы, поэтому решение что выпускать способно определить артистический профиль эмси и судьбу всего альбома.
СОЧИНЕНИЕ СИНГЛОВ КАК ОБЫЧНЫХ ТРЕКОВ
Некоторые артисты считают, что лучше
не сочинять трек с расчётом выпустить его как сингл, а каждый раз писать
максимально качественный материал и уже потом выбирать синглы.
Stat Quo
Мне нравится подход [продюсера] Рика Рубина. Когда он работает в студии над
треком, он запрещает артисту вообще упоминать синглы, потому что иногда можно
тупо сглазить всё на хрен. Это как с женщинами: “О, эта будет моей женой.” Этим
самым ты себе уже накаркал, и у тебя с ней ни хера не получится.
Dray, Das EFX
[Наш классический сингл “They Want EFX” (155)] ничем не отличался от других треков. Успех трека никогда
предугадаешь, это не то, что мы писали его, зная что он станет хитом. Это был
трек, один из многих, мы его написали, забыли, занялись другими делами,
получили хорошие отзывы от друзей, которым мы тогда показывали свои новинки.
Наши друзья были для нас критерием – если им нравилось, значит всё в порядке.
Он не звучал как-то по особенному, не было мысли “О, бомба”. У нас имелось
полно подобных треков записанных для первого альбома, которые так и не увидели
свет.
will.i.am, Black Eyed Peas
[Иногда я записываю трек конкретно под сингл,] но это чревато, потому что “Where Is the Love” (008) не задумывался как сингл, когда мы его писали, мы не планировали
выпускать его как сингл, так что предугадать невозможно.
Twista
Писать сингл “Slow Jamz” (156) с Kanye West и Jamie Foxx было прикольно. Прикольно, потому
что зачастую, пока ты не приступил к собственно сочинению, у тебя нет концепции
или настроения, а приступая к сочинению “Slow Jamz” я знал что должен буду перечислить названия многих арэнби групп и имена
исполнителей. Я осознавал, какая это классная идея, и сочинять его было реально
по приколу, пытаясь вместить всю эту номенклатуру… И читать все эти имена вслух
тоже было забавно, так что я получил удовольствие от работы над треком, но я
понятия не имел[, что он станет синглом].
Nelly
Пока работа не закончена, ничего нельзя знать наперёд. Иногда, если бит
классный, можно подумать “Ох, крутой бит, из этого может получиться конфетка,”
но пока трек не записан, трудно что-то загадывать. Иногда тебе кажется, что
идеи, которые крутятся в голове, будут отлично звучать, но после записи
оказывается что всё не совсем так, как ты себе представлял. Или порой можно
записать трек, не придав ему значения, а потом вдруг оказывается что это бомба.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИНГЛА
С другой стороны, некоторые эмси,
сочиняя тот или иной текст, понимают что он подходит для сингла.
Gorilla Zoe
Сингл можно почувствовать в процессе работы над ним.
Tajai, Souls of Mischief
Наш [классический сингл “93 ’Til Infinity” (157)] мы написали как гимн. У нас был “91 ’Til Infinity” – мы эту концепцию затрагивали не однажды – но услышав тот бит, мы такие
“опа, нам обязательно нужно что-то записать”. Это был последний трек, который
мы записали [для альбома].
Pharoahe Monch
Когда я писал [хитовый сингл “Simon Says” (072)] меня не покидало ощущение, которого я до этого никогда не
испытывал, что это что-то особенное. После того, как я сочинил припев, мне
захотелось сочинить куплеты, которые можно было бы читать хором, вместо того,
чтобы сочинять такой флоу, из-за которого на меня смотрели бы, думая “как он
это делает?” Мне нужны были куплеты, которые заставили бы людей почувствовать,
что они – участники трека. Например когда я слушал “I Can’t Live Without My Radio” (081) и повторял текст, я чувствовал себя LL Cool J. Так что, когда толпа произносит “Y’all know the name…” чувствуется сила единения – это не я читаю, это они читают.
Twista
Когда я писал “Overnight Celebrity” (158), я знал, что это будет сингл. Сочиняя “Girl Tonite” (159), я знал, что это будет сингл. Иногда у тебя нет готовой идеи, ты
пытаешься написать что-нибудь уматовое и ищешь подходящий бит. Но порой, как
когда ко мне попал бит для “Overnight Celebrity”, мы знали, что бит убойный, Kanye тогда был на волне популярности, и
я должен был застелить на него как положено, сделать трек синглом. То же самое
с “Girl Tonite” – нужно было выкладываться как для сингла, у меня был бит и я слышал,
насколько он крут.
ПОСТОРОННЯЯ ПОМОЩЬ В ВЫБОРЕ СИНГЛА
Бывает трудно оставаться объективным
и определить свой наилучший трек, какой из них обладает наибольшим потенциалом
в качестве сингла. Поэтому содействие других людей в выборе может служить
хорошим подспорьем. B-Real рассказывает, что за Cypress Hill часто лейбл делал удачный выбор сингла.
B-Real, Cypress Hill
Когда лэйбл выбрал “Insane in the Brain” (120), я вообще-то не думал, что трек станет хитом, но он-таки стал, а я
ни о чём таком и не мечтал. Когда они выбрали “Rock Superstar” (121) для сингла, я считал, что это отличный альбомный трек, но не был
уверен, что он годится для сингла, а он оказался большим хитом. Иногда
мы слишком привязываемся к своей музыке и выбираем трек синглом только из-за
своей привязанности к нему, у нас нет возможности посмотреть со стороны, как
это делает лэйбл. В тот период я не думаю я был способен посмотреть объективно.
Теперь другое дело.
Мнение других людей в процессе записи трека также может помочь ему стать синглом.
Devin the Dude
[Сингл “What a Job” (160) с участием Snoop Dogg и André 3000 из OutKast] изначально был всего лишь скитом,
короткой вставкой в альбоме, но когда мы его свели, люди с лэйбла и некоторые
мои коллеги по студии стали говорить: “Мужик, это должно стать треком!” Мы
принялись обсуждать кого нам пригласить, я предложил Snoop и André 3000, и через пару недель трек был готов.
Evidence, Dilated Peoples
Мы отправились в D&D Studios [записывать “Worst Comes to Worst” (142) ], записались, а DJ Premier работал в соседнем помещении с Freddie Foxxx, они услышали нас и зашли. Premier сказал: “Если это не будет синглом,
я вам при всех дам в рожу.” Ну я не хотел получить по лицу или драться с
Премьером, поэтому мы выбрали этот трек синглом. После записи вокала мы ещё
долго работали над треком, потому что Alchemist добавлял партии скрипки, потом Guru присоединился на бридже, и в конце Premier его свёл. Мы потратили этот на трек немало времени.
Более того, трек, оказывающийся
успешным синглом, самому артисту может даже не нравиться. Например, O.C. из Diggin’ in the Crates вспоминает, что его легендарный сингл “Time’s Up” (058) не был его любимым треком и его пришлось убеждать выпустить этот
трек как сингл.
O.C., Diggin’ in the Crates
Мне этот трек в самом деле не нравился. Я зачитал на нём только два
куплета, потому что не сумел закончить третий. Я его ненавидел! У меня столько
времени ушло на сочинение текста… меня так прикалывал бит, что я должен был
доказать свою способность зачитать под него, но чувак, он меня побеждал, так
что весь процесс был очень непростым. Всё, за исключением этого единственного
трека, шло как по маслу, [MC] Serch пришлось меня буквально уламывать, трек был на грани провала. И я рад, что
согласился, оценивая с нынешних позиций, думаю это один из тех треков, которые
войдут в историю хип хопа, но [Serch] должен был меня уговаривать:
“Братан, вот оно, вот оно. Ты же хотел что-нибудь неординарное, так вот оно.”
Мне же казалось что всё там сикось-накось, я не думал, что народу он
понравится. Людей привлекло его содержание, оно актуально и сегодня, поэтому
сейчас, будучи чуть мудрей и чуть старше, оглядываясь, я горжусь этим треком.
Комментариев нет:
Отправить комментарий